Ресурс электродов и качество контактной точечной и шовной сварки

К сожалению приходится сталкиваться с отсутствием понимания причинно следственных связей. Вроде и материал электрода подобран правильно и охлаждение функционирует нормально, и детали чистые и режим “более менее” – а расход электродов все равно большой. Приходится останавливать машину для обслуживания или портится качество продукции  и др. Попробуем выделить некоторые факторы, влияющие на износ электрода.

1. Контактная сварка пакета – тонкая деталь – толстая деталь (раза в 4-5 толще) – токая деталь.Допустим конструктор внес расположение точек основываясь на шаге для тонкого материала. Если взять в рассчет режим – то для первой точки он будет один а для следующей… будет  шунтирование тока через соседние точки  и очень большое. Даже если электрической мощности машины контактной сварки хватает для нужного увеличения тока, в дело вступает тот факт, что значительная часть тока течет в контакте электрод деталь но не через будущее сварное соединение.  Можно менять контактную площадку, материал электрода, настройки режима сварки – но повышенный износ все равно будет.  Толстая деталь в середине в данном случае значительно сокращает возможные пути шунтирующих токов – просто неудачное соединение. Выход, если необходимо по прочностным характеристиками – переходить на рельефную, многоточечную или одностороннюю контактную сварку.

2. Загрязнения рассматривать не будем – это относится больше к технологической дисциплине  рассмотрим покрытия на поверхности. Контактная точечная сварка оцинкованной, освинцованной стали. В этом случае при сварке каждой точки происходит перенос части покрытия не только на поверхность но и в материал электрода. Можно компенсировать потерю электропроводности (современные машины могут это сделать автоматически), однако в этом случае будет нарастать процесс диффузии цинка вглубь электрода и его нагрев. Далее все это вызовет разупрочнение и быстрый износ электрода с потребной большой глубиной его правки.  Наиболее действенным способом продления жизни электродов является их поверхностная очистка (при контактной точечной сварке – обкатка) со снятием основного загрязнения и частичной награтовкой поверхности. Да, обкатывающие ролики вобщем то снижают ресурс ролика машины шовной сварки, но… без них ресурс будет еще меньше.

3. Еще раз остановимся на сварке плакированых материалов – оцинкованных. аллитированных, оксидированных , освинцованных в различном сочетании. Тут играет значение не только сродство , например цинка с материалом электрода но и значительное изменение контактного сопротивления между деталями и электродами в процессе сварки. Далеко не всегда удается настроить оптимальный режим сварки без использования обратных связей для регулирования тока. Вывод – если у вас предполагается сварка таких материалов – не покупайте дешевую машину – отдадите деньги на электродах и простоях при их замене. Ну а если еще в ваших изделиях попадаются разные сочетания покрытых , непокрытых и загрязненых деталей – например как при контактной сварке авторемонте –  токовое регулирование процесса является очень полезной функцией и позволяет получать однородное качество даже при значительных изменениях условий и подготовки под сварку.

4. Машины контактной сварки имеют еще и параметры по жесткости конструкции, скорости срабатывания приводов, нарастания усилия и др. Так же позиционирование изделия перед сваркой в нужной плоскости тоже играет свою роль. Если сварочный ток начинает проходить еще до того как детали сжались и перестали смещаться – износ будет электродов контактной сварки будет повышенным.

Качество сварки напрямую зависит от однородности условий протекания тока и возможностей системы регулирования справиться с возникающими отклонениями. При простом регулировании мощности в %% от возможности машины возникают отклонения при внесении ферромагнитной массы в контур – особенно при сварке замкнутых коробов и обечаек, увеличении размеров вторичного контура за счет опускания консоли или изменения вылета плеч сварочных клещей.  Частично позволяет поправить ситуацию многопрограммные контроллеры контактной сварки, однако в доброй трети случаев программа оказывается усредненной по параметрам для группы точек. То есть  режим выдерживается только примерно на половине свариваемых точек, а на остальных идет с предельными отклонениями – отсюда и сокращение ресурса электродов, выплески, нарушение нормального внешнего вида точек, излишние вмятины и прочие “неприятности”.

Каждому решать самому, однако с удешевлением электронных компонентов инверторная техника контактной сварки становится все доступнее в сравнении с машинами традиционной конструкции. Это не только снижение нагрузок на сеть, но и эффективное средство регулирования процесса с использованием данных о фактической силе тока при сварке – и как результат значительное снижение влияния почти всех указанных отрицательных эффектов.



Отзывов (2)

  1. Иван пишет:

    Из какого материала нужно делать консоли контактной сварки для большей устойчивости к износу ?

    • kusto пишет:

      Тут вполне подходит латунь -но только не Л67 -- она плохо обрабатывается. Расчет по геометрии вторичного контура и требуемым усилиям сжатия. Взаимное смещение электродов по расчетным толщинам для машины контактной сварки на полном усилии сжатия не должно быть более 10% от диаметра точки . Сечение -- лезть в деталь (если надо) и крепления консолей самой машины контактной сварки. Еще одно -- это электропроводность. Тут выбор шире -- если машина достаточно мощная то можно и слегка превысить электрическое сопротивление (речь о микроОмах). Был опыт установки оснастки в виде импровизированных клещей контактной сварки. Эти клещи имели шарнир, а усилие сжатия передавалось через шарнирное крепления клещей к верхней свече. Так как машина контактной сварки была на 80 кА тока КЗ а по задачке нужно было дай бог на 30 -- то на электропроводность материала такой оснастки начихали и сделали из B95 -- работало…

Ваш запрос, отзыв или комментарий

Все поля заполняются на Ваше усмотрение.

Используются файлы cookie, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая пользование данным сайтом, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie.